Коломенское. В поисках древней истории.

Находясь в Москве в ожидании перелёта в Тайланд, и, насмотревшись на Москву современную, нам захотелось прикоснуться к забытой и часто презираемой истории допетровской Руси.

Добравшись на метро до станции «Коломенская», мы двинулись по направлению к Задним воротам Государева двора. Двор этот был излюбленным местом второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича — царя при котором утвердился абсолютизм на Руси, при котором произошел раскол православия — отца Петра Первого.

Мы прошли через Спасские (Задние) ворота.

Спасские ворота были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.

Спасские ворота были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.

Пройдя через спасские ворота я вдохновилась последними аккордами осени: горчичного цвета листиками, предающими краскам этого дня хоть какой-то цветовой аккорд.

Услышав про Стрелецкие караульни я сразу представила, как здесь после смерти Алексея Михайловича во времена регентства Софии — сестры Петра и Ивана, совместно восседавших на троне, вальяжно разгуливали стрельцы, как, возможно, именно здесь они, когда Петр подрос, шушукаясь и прячась за хозяйственными постройками Двора, готовили свой Стрелецкий бунт.

А также продолжала вдохновляться запертыми на засов дверьми и исторической атмосферой этого места.

А также продолжала вдохновляться запертыми на засов дверьми и исторической атмосферой этого места.

Вдали уже виднелась Церковь Казанской Иконы Божьей Матери.

Вдали уже виднелась Церковь Казанской Иконы Божьей Матери.

Наш путь лежал через Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права. Памятник привезен на территорию Коломенского, раньше он стоял в селе Шайдорово. Согласно архивам, белокаменный столб воздвигли крестьяне на свои средства после смерти Александра II в 1881 г. ,и, вероятно, он был украшен иконами и надписями, которые не сохранились, но это памятник уже послепетровской Российской Империи, а потому был нам не очень интересен.

Памятник привезен на территорию Коломенского, раньше он стоял в селе Шайдорово. Согласно архивам, белокаменный столб воздвигли крестьяне на свои средства после смерти Александра II в 1881 г. и вероятно был украшен иконами и надписями, которые не сохранились.

Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права

Эти деревья находятся за пределами Государева Двора, они создают живописную и таинственную аллею, но, скорее всего, их не было вокруг Государева Двора  во времена Алексея Михайловича , и здесь располагались избушки служилых крестьян села Коломенское.

Ноябрьский пейзаж

Ноябрьский пейзаж. Коломенское.

Посреди аллеи, мы наткнулись на удивительный экспонат, который привлек наше внимание и заставил трепетать от восторга.

Борисов камень. Древний камень в берегов Западной Двины.

Борисов камень. Древний камень в берегов Западной Двины, XII век.

Удивительно, что столь древний экспонат делает в этом месте, для чего он сюда был привезён и какое отношение имеет к Государеву Двору. К истории Коломенского камень не имеет никакого отношения.

В XII веке на Борисовом камне было сделано изображение Голгофского креста и надпись "Сулиборъ хрьстъ" ("Крест Сулибора"). Создание надписи относят ко времени правления полоцких князей Бориса Всеславовича и его сына Рогволода. Камень перевезен в Москву в 1879 году и установлен в коломенском в XX веке.

В XII веке на Борисовом камне было сделано изображение Голгофского креста и надпись «Сулиборъ хрьстъ» («Крест Сулибора»). Создание надписи относят ко времени правления полоцких князей Бориса Всеславовича и его сына Рогволода. Камень перевезен в Москву в 1879 году и установлен в коломенском в XX веке.

Далее наше внимание привлёк Домик Петра. Сперва мы подумали, что он здесь располагался под стенами Государева Двора и это придавало особенное звучание истории отношений Петра  и Софьи. Но потом оказалось, что он привезен из местности близ Архангельска. Опять незадача!

Kolomenskoe domik petra

Домик Петра I, 1702г. Единственный в Москве сохранившийся дворец царя Петра I был построен на острове Святого Марка в устье Северной Двины близ Архангельска. Царь прожил в нём два месяца во время строительства укреплений Новодвинской крепости в военных кораблей. В 1934 году домик Петра I перевезен в Коломенское.

Домик Петра I, 1702г. Единственный в Москве сохранившийся дворец царя Петра I был построен на острове Святого Марка в устье Северной Двины близ Архангельска. Царь прожил в нём два месяца во время строительства укреплений Новодвинской крепости в военных кораблей. В 1934 году домик Петра I перевезен в Коломенское.

Далее, немного поблуждав по территории музея-заповедника, мы увидели Челобитный Столб и всё стало на свои места. Сразу перед глазами мысленно вырос деревянный дворец Алексея Михайловича до воссозданной копии которого, к сожалению, в этот день мы так и не добрались, она находится вне своего исторического расположения. Для нас же было важна историческая атмосфера Царского Двора в Коломенском.

Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца Алексея Михайловича. По преданию, на столб клали "челобитные" - просьбы и жалобы царю. На нём размещались царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы.

Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца Алексея Михайловича. По преданию, на столб клали «челобитные» — просьбы и жалобы царю. На нём размещались царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы.

Наткнувшись на Челобитный столб, мы были недалеко от Главных (Передних) Ворот Государева двора. А пока нашему взору предстал Сытный двор.

Сытный двор. Памятник архитектуры 17-18вв. В комплекс Сытного двора входят: Фряжский погреб для европейских вин, Клюшничья, Поваренная (Пивоваренная), Судовая и Уксусная палаты В палатах Сытного двора готовили напитки к царскому столу, хранилась посуда и кухонная утварь.

Сытный двор. Памятник архитектуры 17-18вв. В комплекс Сытного двора входят: Фряжский погреб для европейских вин, Клюшничья, Поваренная (Пивоваренная), Судовая и Уксусная палаты В палатах Сытного двора готовили напитки к царскому столу, хранилась посуда и кухонная утварь.

А вот и Передние Ворота с видом на Церковь Вознесения Господня. Ах! Как «запахло» историей! Проходя через Передние Ворота открывается вид на Церковь Вознесения Господня.

Вид на Церковь Вознесения Господня. Её строительство было закончено в 1532г.

Вид на Церковь Вознесения Господня. Её строительство было закончено в 1532г.

Вот так выглядят сами Передние Ворота.

Передние ворота Государева двора. 1672-1673. Парадный въезд на территорию государева дворца. В комплекс входят: часовая башня, приказные и полковничьи палаты, в приказных палатах было сосредоточено управление коломенкой дворцовой волостью, в полковничьих -  размещались командиры стрелецкого гарнизона, охранявшего государев двор. В воротах был установлен механизм "рычащих львов".

Передние ворота Государева двора. 1672-1673. Парадный въезд на территорию государева дворца. В комплекс входят: часовая башня, приказные и полковничьи палаты, в приказных палатах было сосредоточено управление коломенкой дворцовой волостью, в полковничьих — размещались командиры стрелецкого гарнизона, охранявшего государев двор.
В воротах был установлен механизм «рычащих львов».

Уже начало смеркаться, на нас произвели необычайное впечатление возвышенность, река, необыкновенное небо. Наши предки определенно любили природу и знали места где она сияет во всей красоте.

Панорама возле Передних Ворот Государева Двора

Открывшаяся нам Панорама возле Передних Ворот Государева Двора

А какое удивительное место выбрано для возведения Храма! На берегу реки, на возвышенности, перед Государевым Двором. Вдумайтесь, годы постройки относятся к 1530г., ко времени рождения Ивана Грозного. Эта церковь, выполненная в непривычном для Руси шатровом стиле, в первое же столетие своего существования увидит и возвышение Руси с покорением Казани и Астрахани, и Опричнину, и Смуту и польское вторжение, и  в итоге будет приветствовать династию Романовых, недаром эта церковь находится под охраной ЮНЕСКО.

Церковь Вознесения Господня. Первый шатровый каменный храм на Руси. Был построен при Василии III при рождении Ивана Грозного, 1530г.  Эти стены видели правление Ивана Грозного, смуту. Это - изюминка истории, когда стоишь и понимаешь, что здесь стоял Иван Грозный, его отец Василий 3-й. Эти стены - вот она, забытая, древняя история.

Церковь Вознесения Господня. Первый шатровый каменный храм на Руси. Был построен при Василии III при рождении Ивана Грозного, 1530г. Эти стены видели правление Ивана Грозного, смуту. Это — изюминка истории, когда стоишь и понимаешь, что здесь стоял Иван Грозный, его отец Василий 3-й. Эти стены — вот она, забытая, древняя история.

Церковь Вознесения Господня добавлена в список наследия ЮНЕСКО.

Церковь Вознесения Господня добавлена в список наследия ЮНЕСКО.

Справа от церкви Вознесения Господня находится Колокольня и церковь Святого Георгия, тоже древние постройки, но создается такое ощущение (возможно, неверное), что они сильно отреставрированы и перереставрированы в отличие от церкви Вознесения Господня.

Колокольня, первая половина 16 в. Построена неизвестным итальянским зодчим на месте древнейшего храма села Коломенское. Служила звонницей церкви Вознесения Господня. Церковь Святого Георгия (справа) и Колокольня составляют единый комплекс.

Колокольня, первая половина 16 в. Построена неизвестным итальянским зодчим на месте древнейшего храма села Коломенское. Служила звонницей церкви Вознесения Господня. Церковь Святого Георгия (справа) и Колокольня составляют единый комплекс.

В Коломенском много музейчиков, расположенных в самих зданиях. Внутри них горят огни. С одной стороны — это замечательно, что помещения поддерживаются в отличном состоянии, с другой стороны, хотелось бы сохранить дух истории, который хранят эти стены.

Передние ворота Государева двора.

Передние ворота Государева двора.

Водовзводная башня, вторая половина 17в. Уникальное инженерное сооружение. Башня обеспечивала подачу воды на Государев двор. В нижнем ярусе - ворота, которые вели в Вознесенский сад и село Дьяково.

Водовзводная башня, вторая половина 17в. Уникальное инженерное сооружение. Башня обеспечивала подачу воды на Государев двор. В нижнем ярусе — ворота, которые вели в Вознесенский сад и село Дьяково.

Внутри башни горел свет, виднелась фигура монаха, читающего молитву. Мы находились довольно долго на территории, в какой-то момент он подошел к окну и посмотрел на нас. Снимать его за делами мне показалось неудобным и я ограничилась кадром с окном, из которого лучится теплый свет, тогда как вокруг уже осенний холод и сумерки.

Внутри башни горел свет, виднелась фигура монаха, читающего молитву. Мы находились довольно долго на территории, в какой-то момент он подошел к окну и посмотрел на нас. Снимать его за делами мне показалось неудобным и я ограничилась кадром с окном, из которого лучится теплый свет, тогда как вокруг уже осенний холод и сумерки.

На улице совсем стемнело, стало очень холодно и, бросив последний взгляд на Церковь Вознесения Господня…

Крест Церкви Вознесения Господня. Уже уходя, в сгущающихся сумерках.

Крест Церкви Вознесения Господня. Уже уходя, в сгущающихся сумерках.

… мы ринулись осматривать Храм Иконы Казанской Божьей Матери.

Храм Иконы Казанской Божьей Матери, построенный к столетию взятия Казани Алексеем Михайловичем.  Церковь "пропахла" забытой, древней историей, о которой мы ведем тут речь. Под крестом Церкви имелась надпись, что она построена в честь столетия со дня взятия Казани.

Храм Иконы Казанской Божьей Матери, построенный к столетию взятия Казани Алексеем Михайловичем. Церковь «пропахла» забытой, древней историей, о которой мы ведем тут речь. Под крестом Церкви имелась надпись, что она построена в честь столетия со дня взятия Казани.

Здесь находится чтимая Казанская Икона божьей Матери XVIIв, очень чтимая и почитаемая. Икона после пожара в Казани в 1579г. во сне приснилась 9-летней Матроне, которой Богородица велела откопать икону. Затем совершались различные чудеса.

Здесь находится чтимая Казанская Икона божьей Матери XVIIв, очень чтимая и почитаемая.
Икона после пожара в Казани в 1579г. во сне приснилась 9-летней Матроне, которой Богородица велела откопать икону. Затем совершались различные чудеса.

Уходя из Государева Двора я бросила взгляд на двухглавого орла, который возвышался на шпиле Передних Ворот. Сперва мне он показался исторически достоверным, но, сделав снимок и разглядев его получше, мне стало казаться, что он очень похож на орла с наших современных монет.

Двуглавый орёл на передних воротах Государева двора в Коломенском был восстановлен в 1994 году на авиационном заводе Микояна.

Двуглавый орёл на передних воротах Государева двора в Коломенском был восстановлен в 1994 году на авиационном заводе Микояна.

Музей заповедник Коломенское у меня вызвал двоякое чувство. С одной стороны, он пропитан историей, где её чувствуешь, трогаешь и представляешь. С другой же — понимаешь, что многое из увиденного — искусственное, его здесь не было, когда происходили те или иные исторические события. Так, например, Борисов камень, был привезен в Москву в 1879 году, а избушка Петра перевезена в Коломенское в 1934г.

Музей-заповедник создан во времена Советской власти, это — попытка уберечь допетровскую историю от исчезновения, историю, которая искоренялась при Петре и после него. Странно, что в советское время была предпринята попытка сохранить эту историю, тогда как после Революции 1917 г. хотели избавиться от всего, что связано с царизмом, Романовыми. Начинаешь думать, что фигура Петра Дмитриевича Барановского — архитектора, задумавшего этот музей-заповедник, была колоссальной и силы воли и смелости этому человеку было не занимать. Поражает, что в 20-х годах, после гражданской войны, во времена всеобщей разрухи, борьбы с царизмом, этот архитектор смог уберечь и собрать вместе памятники допетровской и отчасти послепетровской истории.

Коломенское — место, где творилась история второй половины 16 века, где заседал Алексей Михайлович, принимались решения, рос молодой Петр с братом Иваном. Место, где у Петра выросло чувство неприятия всего старого. К сожалению, от деревянного дворца и хоз. построек остались лишь фундаменты и то, что действительно поразило и перевернуло моё сознание — это челобитный столб, который находился у главного входа в царские владения. Он ориентирует нас в исторической реальности, начинаешь понимать где находился деревянный дворец, где — вспомогательные помещения и чего здесь явно не было. Увидев, на каком живописном месте располагался дворец Алексея Михайловича, воображение рисует картины, как он прогуливался по своему терему, любуясь видами, которые и мы лицезреем сегодня; как толпы людей проходили мимо Церкви Вознесения Господня, неся челобитные царю, везли повозки с едой — жизнь здесь кипела.

Это была жизнь, которой жили наши предки, которую Петр I хотел переделать под «евростандарты» и которой простые люди жили вплоть до советского времени. Отсюда пошла Россия современная, отсюда выросли мы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *