Находясь в Москве в ожидании перелёта в Тайланд, и, насмотревшись на Москву современную, нам захотелось прикоснуться к забытой и часто презираемой истории допетровской Руси.
Добравшись на метро до станции «Коломенская», мы двинулись по направлению к Задним воротам Государева двора. Двор этот был излюбленным местом второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича — царя при котором утвердился абсолютизм на Руси, при котором произошел раскол православия — отца Петра Первого.
Мы прошли через Спасские (Задние) ворота.
Услышав про Стрелецкие караульни я сразу представила, как здесь после смерти Алексея Михайловича во времена регентства Софии — сестры Петра и Ивана, совместно восседавших на троне, вальяжно разгуливали стрельцы, как, возможно, именно здесь они, когда Петр подрос, шушукаясь и прячась за хозяйственными постройками Двора, готовили свой Стрелецкий бунт.
Наш путь лежал через Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права. Памятник привезен на территорию Коломенского, раньше он стоял в селе Шайдорово. Согласно архивам, белокаменный столб воздвигли крестьяне на свои средства после смерти Александра II в 1881 г. ,и, вероятно, он был украшен иконами и надписями, которые не сохранились, но это памятник уже послепетровской Российской Империи, а потому был нам не очень интересен.
Эти деревья находятся за пределами Государева Двора, они создают живописную и таинственную аллею, но, скорее всего, их не было вокруг Государева Двора во времена Алексея Михайловича , и здесь располагались избушки служилых крестьян села Коломенское.
Посреди аллеи, мы наткнулись на удивительный экспонат, который привлек наше внимание и заставил трепетать от восторга.
Удивительно, что столь древний экспонат делает в этом месте, для чего он сюда был привезён и какое отношение имеет к Государеву Двору. К истории Коломенского камень не имеет никакого отношения.
Далее наше внимание привлёк Домик Петра. Сперва мы подумали, что он здесь располагался под стенами Государева Двора и это придавало особенное звучание истории отношений Петра и Софьи. Но потом оказалось, что он привезен из местности близ Архангельска. Опять незадача!
Далее, немного поблуждав по территории музея-заповедника, мы увидели Челобитный Столб и всё стало на свои места. Сразу перед глазами мысленно вырос деревянный дворец Алексея Михайловича до воссозданной копии которого, к сожалению, в этот день мы так и не добрались, она находится вне своего исторического расположения. Для нас же было важна историческая атмосфера Царского Двора в Коломенском.
Наткнувшись на Челобитный столб, мы были недалеко от Главных (Передних) Ворот Государева двора. А пока нашему взору предстал Сытный двор.
А вот и Передние Ворота с видом на Церковь Вознесения Господня. Ах! Как «запахло» историей! Проходя через Передние Ворота открывается вид на Церковь Вознесения Господня.
Вот так выглядят сами Передние Ворота.
Уже начало смеркаться, на нас произвели необычайное впечатление возвышенность, река, необыкновенное небо. Наши предки определенно любили природу и знали места где она сияет во всей красоте.
А какое удивительное место выбрано для возведения Храма! На берегу реки, на возвышенности, перед Государевым Двором. Вдумайтесь, годы постройки относятся к 1530г., ко времени рождения Ивана Грозного. Эта церковь, выполненная в непривычном для Руси шатровом стиле, в первое же столетие своего существования увидит и возвышение Руси с покорением Казани и Астрахани, и Опричнину, и Смуту и польское вторжение, и в итоге будет приветствовать династию Романовых, недаром эта церковь находится под охраной ЮНЕСКО.
Справа от церкви Вознесения Господня находится Колокольня и церковь Святого Георгия, тоже древние постройки, но создается такое ощущение (возможно, неверное), что они сильно отреставрированы и перереставрированы в отличие от церкви Вознесения Господня.
В Коломенском много музейчиков, расположенных в самих зданиях. Внутри них горят огни. С одной стороны — это замечательно, что помещения поддерживаются в отличном состоянии, с другой стороны, хотелось бы сохранить дух истории, который хранят эти стены.
На улице совсем стемнело, стало очень холодно и, бросив последний взгляд на Церковь Вознесения Господня…
… мы ринулись осматривать Храм Иконы Казанской Божьей Матери.
Уходя из Государева Двора я бросила взгляд на двухглавого орла, который возвышался на шпиле Передних Ворот. Сперва мне он показался исторически достоверным, но, сделав снимок и разглядев его получше, мне стало казаться, что он очень похож на орла с наших современных монет.
Музей заповедник Коломенское у меня вызвал двоякое чувство. С одной стороны, он пропитан историей, где её чувствуешь, трогаешь и представляешь. С другой же — понимаешь, что многое из увиденного — искусственное, его здесь не было, когда происходили те или иные исторические события. Так, например, Борисов камень, был привезен в Москву в 1879 году, а избушка Петра перевезена в Коломенское в 1934г.
Музей-заповедник создан во времена Советской власти, это — попытка уберечь допетровскую историю от исчезновения, историю, которая искоренялась при Петре и после него. Странно, что в советское время была предпринята попытка сохранить эту историю, тогда как после Революции 1917 г. хотели избавиться от всего, что связано с царизмом, Романовыми. Начинаешь думать, что фигура Петра Дмитриевича Барановского — архитектора, задумавшего этот музей-заповедник, была колоссальной и силы воли и смелости этому человеку было не занимать. Поражает, что в 20-х годах, после гражданской войны, во времена всеобщей разрухи, борьбы с царизмом, этот архитектор смог уберечь и собрать вместе памятники допетровской и отчасти послепетровской истории.
Коломенское — место, где творилась история второй половины 16 века, где заседал Алексей Михайлович, принимались решения, рос молодой Петр с братом Иваном. Место, где у Петра выросло чувство неприятия всего старого. К сожалению, от деревянного дворца и хоз. построек остались лишь фундаменты и то, что действительно поразило и перевернуло моё сознание — это челобитный столб, который находился у главного входа в царские владения. Он ориентирует нас в исторической реальности, начинаешь понимать где находился деревянный дворец, где — вспомогательные помещения и чего здесь явно не было. Увидев, на каком живописном месте располагался дворец Алексея Михайловича, воображение рисует картины, как он прогуливался по своему терему, любуясь видами, которые и мы лицезреем сегодня; как толпы людей проходили мимо Церкви Вознесения Господня, неся челобитные царю, везли повозки с едой — жизнь здесь кипела.
Это была жизнь, которой жили наши предки, которую Петр I хотел переделать под «евростандарты» и которой простые люди жили вплоть до советского времени. Отсюда пошла Россия современная, отсюда выросли мы.