Наступил еще один день путешествия, который мы изначально планировали провести на новом вью поинте, с высоты осматривая город Пхукет таун и острова, а попали нежданно в самый настоящий буддистский храм, а потом еще и умудрились посмотреть на обезьян, но, обо всём по-порядку.
С утра мы посмотрели карту, увидели новый вью пойнт (обзорную площадку) и решили его посетить. Быстро собрались в дорогу, путь лежал через Пхукет таун на остров Ко Сирей (Ko Sirey). Маленький островок отделен от Пхукета небольшим проливом и мостом через него. Пролив выглядит как хилая речушка в отлив и полноводная река в прилив. Вдоль речушки располагаются причалы, а весь берег усыпан множеством ждущих прилива лодок и катеров. Мы уже предвкушали как будем любоваться всем этим великолепием сверху.
Без проблем преодолели небольшой подъём в гору, увидели какое-то сооружение с сидящими в нём Буддами, рядом — несколько тайцев, погруженных в работу. У них мы поинтересовались где же вью пойнт, получив ответ в виде жеста, отправились в указанном направлении.
Вокруг не было ни души, и я, стоя на пороге, заглянула в дверь и только тогда поняла, где мы находимся.
Мы потоптались у порога около 5 минут, сначала никого не было, затем к нам подошел смотритель храма и, увидев не снятую обувь, громко закричал: «Но, но, ноо!». Сказать, что нам было стыдно — ничего не сказать. Мы тут же скинули свои тапки, извинились и всё же попросились зайти внутрь. Смотритель был очень зол, глядел хмуро и исподлобья, но войти разрешил. Что ж, это — еще один урок, который запомнился на всю жизнь, теперь мы стали намного внимательнее и больше не оскорбляем чувств верующих буддистов.
После этого смотритель вроде немного смягчился и отошел в сторону, предоставив нас самим себе. В действительности, обувь здесь принято снимать перед входом в помещение, это может быть аптека, магазин, массажный салон и проч., что уж говорить о храме, где верующие совершают молитву, сидя на полу.
Для тех, кто с буддизмом совершенно не знаком, советую почитать мою статью Большой Будда, Пхукет. Кратко о буддизме. Сейчас же хочу рассказать подробнее про позу Будды. В храме Ват Ко Сирей располагается статуя лежачего Будды. Позу эту также называют «позой льва»: Будда лежит на правом боку, головой — к югу, лицом — к востоку, подложив правую руку под голову. Почему же именно в этой позе перед нами предстаёт Будда?
Сиддхартха Гаутама стал Буддой в тридцать пять лет, затем еще сорок пять лет он проповедовал своё учение в разных государствах северо-востока Индии. Шло время и близился уход Будды в окончательную нирвану, произошло это в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджани, недалеко от Бенареса. Будда простился с учениками, дав им напутствие надеяться только на собственные силы и усердно трудиться во имя освобождения. Затем он лёг в позу льва и погрузился в созерцание. Вначале он достиг четвертого уровня сосредоточения, потом — восьмого, затем снова вступил на четвертый уровень и из него вступил в великую и вечную нирвану без остатка. Подошла к концу его последняя жизнь, впереди больше не будет новых рождений и новых смертей. Гончарный круг кармы остановился, тело перестало жить, а Будда погрузился в состояние высшего блаженства.
Возможно, именно с этой картиной связана легенда о рождении Будды. Бодхисатва (будущий Будда) выбрал для своего рождения небольшое государство, которым управлял мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода. Незадолго до родов царица Махамайя, в соответствие с обычаем, отправилась в дом своих родителей. Когда они проходили через рощу саловых деревьев, царица почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который вышел из её чрева через бедро. Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и богов. Именно этот легендарный эпизод изображен на картине.
Касаемо этого эпизода хотелось бы рассказать подробнее. Сиддхартха Гаутама, после того, как покинул дворец, начал свои духовные поиски. В то время брахманизм и ведическая религия с их строгой ортодоксией и обрядами жертвоприношений испытывали кризис, что проявилось в появлении множества шраманских философов, аскетов и учителей мудрости. Все они проповедовали «свой» неортодоксальный индуизм. Царевич Гаутама быстро достигал всего, чему его учили, внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал.
Тогда он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти, но и это не помогло достичь просветления. Царевич решил отказаться от крайностей аскетизма и принял скромную, но питательную еду из рук девушки, жившей неподалеку. Едой этой выступила рисовая каша на молоке. После этого пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхартхой посчитали его отступником и покинули его. Царевич остался в полном одиночестве сидеть под деревом бодхи и дал себе клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не познает истину. Эпизод принятия пищи и изображен на картине.
Касаемо цветов и дней недели существует еще такая легенда. Шива сотворил заклинание для пятнадцати дев-ангелов и те превратились в пыль, из которой Шива соткал ткань светло-желтого цвета, окропив её волшебной водой. Сделал из неё Луну, и это был понедельник. Шива заклинанием стёр в порошок двадцать одного быка, соткал ткань цвета индиго, окропил её волшебной водой и создал Венеру, и это была пятница.
Я слышала как временами «выл» тёплый ветер и позвякивали золотистые листики на дереве, нос наслаждался запахами цветов и благовоний. На душе стало необычайно спокойно и радостно. Хотя никого не было, даже смотритель куда-то делся, мы почему-то говорили шепотом. Время как будто остановилось, и хотелось вечно стоять на этой веранде и любоваться прекрасными видами. Вдруг где-то вдалеке мы услышали чью-то речь, через несколько минут звук увеличился, ну а затем в храм ворвалась, как нам показалось, толпа туристов. На самом деле зашло сюда человека четыре. Нами было принято решение начать двигаться по направлению к выходу.
Ну что ж, я бросила последний взгляд на стопу Большого Будды и мы отправились к лестнице. Тем временем в храме слышался непрекращающийся галдёж вновь прибывших туристов. Порадовавшись, что нам удалось прочувствовать это место в умиротворении и тишине, мы ступили за порог храма.
На обратном пути из Ко Сирея мы наткнулись на придорожный знак «Осторожно, обезьяны на дороге!». И стоило повернуть голову в сторону как в мангровых зарослях показалась целая стая бандерлогов. Они были далеко от нас, вели себя диковато — мы стали свидетелями драки.
Это было первое мое знакомство с обезьянами в среде, конечно, издалека и под занавес дня, когда впечатлений уже накопилось столько, что не унести.
Для желающих повторить путь этого дня прилагаю маршрут от Ват Ко Сирей до обезьянего парка.
При подготовке этой статьи использовался материал Торчинова Е.А. “Введение в буддизм”.
О более тесном знакомстве c прародителями человечества будет продолжение…
Шоппинг — это второе по популярности развлечение после просмотра достопримечательностей столицы Пхукета. В городе есть и крупные торговые центры, и рынки, и крохотных бутики, и галереи традиционных товаров и так далее и тому подобное. На огромном ночном рынке Phuket Night Bazaar можно найти товары местного производства по очень приятным ценам.